Вариант №1
«Плач Ярославны» — один из центральных эпизодов. Сама повесть написана неизвестным автором, который ярко и образно, художественно передал исторические события, свое к ним отношение. Плач Ярославны — одна из самых пронзительных частей, которая показывает и опечаленную девушку — Ярославну, которая обращается к силам природы, чтобы помочь князю Игорю. Плач — это один из древнейших жанров, в котором написан отрывок. В лице Ярославны показана вся русская земля, которая сокрушается о воинах, что не вернулись. Женщина слабое существо, она ждет мужа, которого нет, нет вестей о нем, поэтому пытается сделать все, что в ее силах — молиться, взывая к всевышним силам — ветру, реке Днепру, к солнцу.
Плач Ярославны — это эпизод, представленный тремя частями, каждый из которых начинается сравнением женщины с кукушкой, в любом из них Ярославна обращается к природе, к одной из трех упомянутых стихий.
В эпизоде имеет место конфликт, поскольку в двенадцатом веке, на момент написания повести Русь была христианской, а Ярославна поддерживает языческие традиции, обращаясь к силам свыше ветру, солнцу, Днепру.
Многие авторы по-своему интерпретировали этот эпизод. У Василия Жуковского это повесть, у Николая Заболоцкого — стихотворение, равно у Константина Бальмонта.
Вариант №2
«Слово полку Игореве»- жемчужина древнерусской литературы, где повествуется о неудачном походе дружины князя Игоря против половцев в 1185 году. Неизвестный автор «Слова» с болью рассказывает о трагедии этого похода, о тех междоусобицах князей, которые способствовали ослаблению Руси.
Особое место автор «Слова» отводит образу жены князя Игоря, княгине Евфросинии Ярославне.
Следует привести цитаты из «Плача Ярославны», когда она, стоя на крепостной стене, обращается к силам природы: ветру, солнцу, Днепру…. Она не дает никакой политической оценки происходящему. Она просто горюет, как истинная женщина, о том, что не может полететь, словно птица к своему «милому ладе».
В плаче Ярославны слышна боль всех женщин, проводивших своих мужчин на смерть и позор, и сама Ярославна скорбит обо всех русских воинах-защитниках Родины.
Силы природы помогают Ярославне. Ветер доносит ее плач в половецкие степи, где в плену томится Игорь.
Любовь жены придает ему сил, и он бежит из плена. И тут сама природа, видимо, по слезной просьбе и заклинаниям Ярославны помогает князю Игорю. Река Донец укрывает его от врагов туманами, зеленая шелковая трава смягчает стук шагов. У Игоря обостряются все чувства: в своей жажде свободы, Игорь словно забывает, что он человек. Автор сравнивает князя то с горностаем, то с белым гоголем, то с серым волком. Так он спешит к своей Ярославне и к своей родине.
Делаем акцент на собирательности этого образа, в котором отражены лучшие черты русских женщин: самоотверженность, высокие моральные качества, способность беззаветно любить, патриотизм.