Главная » Сочинения » Какую литературу использовать для подготовки к ЕГЭ по литературе 2024-2025

Какую литературу использовать для подготовки к ЕГЭ по литературе 2024-2025

Тем, кто собирается сдавать ЕГЭ по литературе в 2025 году, нужно будет ознакомиться с довольно обширным перечнем произведений. В данном материале мы подробно рассмотрим специфику экзамена и обсудим, какие литературные произведения следует изучить для успешной аттестации.

Как проходит экзамен?

В 2025 году менее 9% выпускников будут сдавать ЕГЭ по литературе, поскольку этот предмет имеет значение для филологов, журналистов и ряда других креативных профессий. Кроме того, перечень произведений, входящих в экзаменационную программу, весьма обширен.

Интересный факт! Поскольку экзамен сдают чаще всего 11-классники, хорошо знающие учебный материал, предмет лидирует по количеству 100-балльников. В 2024 году почти 4% участников смогли сдать экзамен на максимальный балл, а еще 20% показали результат в диапазоне 80-100 баллов.

Перед тем как решить, стоит ли сдавать литературу в 2025 году, важно тщательно изучить специфические особенности экзамена. Он значительно отличается от других предметов ЕГЭ.

  • Из 11 заданий КИМа только 6 будут тестовыми, в то время как на выполнение 5 заданий нужно будет дать развернутые ответы.
  • Тестовая часть оценивается всего в 6 баллов (это 12% от общего результата), в то время как за развернутые ответы можно получить 42 балла (88%).
  • Задания №7-10 имеют повышенный уровень сложности и требуют от сдающего крепкого знания теоретических основ, литературных терминов и содержания произведений из кодификатора ФИПИ.
  • Наивысшей сложностью обладает только задание №11 – эссе объемом не менее 200 слов, основанное на литературных произведениях из списка ФИПИ и теоретико-литературных понятий.
  • На выполнение экзамена отводится 3 часа 55 минут: до 2-х часов рекомендуется выделить на задания первой части (№1-10), а оставшееся время – на написание сочинения.

Заметим, что для итогового сочинения достаточно знать несколько основных произведений, а для ЕГЭ по литературе в 2025 году понадобится освоить весь список, или хотя бы его ключевую часть.

Содержание кодификатора

Полный перечень необходимых литературных источников для успешного прохождения ЕГЭ в 2025 году представлен в кодификаторе, который доступен для скачивания на официальном сайте ФИПИ (fipi.ru).

Список литературы Обновленный вариант списка включает такие произведения:

Также в кодификаторе указан уровень, на котором изучается то или иное произведение:

  • БУ – базовый уровень;
  • УУ – углубленный уровень (профильные классы).

Обратите внимание! Если произведение в списке выделено жирным шрифтом, то задания, связанные с ним, могут появиться как в тестовой части КИМа, так и в теме для сочинения. Эти произведения необходимо изучить и тщательно проработать на этапе подготовки.

Другие источники литературы предлагаются для использования при выполнении заданий с развёрнутыми ответами (задания №7-11). Не обязательно ознакомиться с каждой работой прозы и поэзии, созданной во второй половине XX – XXI веков; вполне достаточно остановиться на нескольких произведениях, наиболее ярко отражающих дух времени. Желательно, чтобы они были написаны в различных жанрах и затрагивали разные темы.

Список основных понятий

Не менее значимым, чем умение работать с литературными произведениями, для сдающего экзамен станет понимание ключевых терминов и основных концепций.

В кодификаторе ФИПИ указано, что для успешной сдачи экзамена необходимо знать следующие теоретические основы:

Подготовка

Для успешной подготовки к ЕГЭ по литературе важно не только ознакомиться с произведениями, которые перечислены в кодификаторе, но и тщательно их анализировать, ведя при этом читательский дневник.

Опытные преподаватели и репетиторы советуют фиксировать важные аспекты о произведении:

имя автора и название книги.

  • Информация о том, как создавалось литературное произведение;
  • Сжатое изложение сюжета с акцентом на главные идеи;
  • Проблематика, поднятая автором;
  • Описание персонажей (их внешность и характеры);
  • Полезные высказывания;
  • Ваши ощущения от прочитанного текста и ваше мнение о взглядах автора.

Данный подход обеспечит возможность в ходе анализа литературных произведений обнаружить полезные материалы, которые могут пригодиться не только для сдачи ЕГЭ по литературе, но и для создания качественного итогового сочинения.

На стадии разработки контрольных измерительных материалов специалисты советуют следить за соблюдением определенного временного лимита для выполнения различных заданий.

Задание Время на каждый вопрос
№ 1-3, 6-8 10-15 минут
№ 4, 9 25-30 мин.
№ 5, 10 30-40 мин.
№ 11 75-90 мин

Частые ошибки

Наиболее распространенные причины потери баллов на государственной итоговой аттестации по литературе связаны с ошибками, которые делают школьники во время подготовки.

  • Во-первых, выборочное чтение: важно проработать не только отдельные произведения, но и весь рекомендованный список, представленный на официальном сайте ФИПИ.
  • Во-вторых, использование сокращенных текстов: это часто приводит к упущению значимых фактов и цитат.
  • В-третьих, опора на мнение критиков: хотя их оценки знакомы экспертам, они могут быть неясны и не близки учащимся, что чревато смысловыми ошибками.
  • В-четвертых, заучивание текстов: не обязательно запоминать произведения дословно, достаточно понимать их содержание и помнить несколько ключевых цитат.

Наконец, заучивание универсальных фраз: действительно универсальных выражений не так много, поэтому тексты, основанные на них, зачастую становятся слишком сухими и однообразными.

Оцените
+1
0
+1
0
82 просмотров