Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту В.А. Солоухина: «До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже?»
(1)До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? (2)Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. (3)Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. (4)Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. (5)Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. (6)Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…
(7)Казалось бы, очень просто. (8)Потом уж искусство отвлеклось. (9)Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. (10)Это просто радостный или горестный крик души. (11)От никчёмного рисунка на скале до картины Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой… (12)Но что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? (13)А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы.
(14)В человеке, кроме потребностей есть, спать и продолжать род, жило две великие потребности. (15)Первая из них – общение с душой другого человека. (16)Она возникла оттого, вероятно, что душа – это как бы миллиарды отпечатков либо с одного и того же, либо с нескольких, не очень многих негативов.
(17)Вторая же человеческая потребность – общение с небом, то есть с беспредельностью во времени и в пространстве. (18)Ведь человек есть частица, пусть миллионная, пусть мгновенная, но всё же частица той самой беспредельности и безграничности. (19)Символ этой безграничности, конечно же, небо.
(20)…Кстати, и ступа ведь может быть произведением искусства. (21)Изящные уточки-солонки, деревянные ковши в виде лебедей. (22)Рубель, которым катали бельё, превращён в уникальное изделие. (23)Прясницы красноборские, валдайские, вологодские. (24)Цветы и солнца, птицы и листья деревьев, чаепития и масленичные катания – всё нашло себе место на этих прясницах, всё вплелось в общие узоры, в общую красоту.
(25)Ведь, казалось бы, не всё ли равно, к какой доске привязать кусок льна и сучить из него суровую нитку. (26)Но, значит, не всё равно, если вот они, сотни прясниц, и нет двух совпадающих по рисунку или резьбе.
Что можно назвать произведением искусства?
Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, автор пишет: «Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души». То есть искусство позволяет человеку выразить эмоции, среди которых восхищение реальностью : «…красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача». Читатель понимает: искусством мы можем назвать творение, которое является зеркалом души, потому что оно служит для отражения внутреннего состояния человека.
Автор также пишет, что и различные предметы быта могут являться произведениями искусства: «Кстати, и ступа ведь может быть произведением искусства». «Прясницы красноборские, валдайские, вологодские»- ешё один прекрасный пример народного искусства, который приводит автора, он пишет о них следующее: «…нет двух совпадающих по рисунку. Привычные нам вещи быта, которые уникальны, необычны, являются произведениями искусства.
Второй пример дополняет первый. Анализируя их, мы понимаем, что. предметами искусства могут быть предметы, используемые в быту, при условии, что они уникальны и создавались мастерами своего дела. Солоухин считает, что произведениями искусства могут стать любые предметы, в создание которых человек вкладывает частичку своей души.
Я согласна с позицией автора и считаю, что если человек создаёт что-то с целью выражения своих эмоций, то он производит что-то поистине уникальное. Это и является истинным
произведением искусства. Я сама занимаюсь резьбой по дереву в свободное время, поэтому могу утверждать, что мастеру действительно хочется вложить частичку себя в кусок дерева.
В заключение ещё раз подчеркну: произведение искусства — это нечто, что отражает красоту мира и является уникальным.